Опасно ли молиться за неверующих?


Спрашивает: Надежда, Набережные Челны

Отвечает: протоиерей Валерий КАРАНАЕВ

Правда ли, что молиться за неверующих может быть опасно для молящегося из-за сильных нападок бесовских сил?

Здравствуйте, Надежда!

Если говорить о неверующих, то можно сказать, что они лишены этого дара Божия — веры. Господь говорит: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин.

6,44).

И у нас по словам старца Силуана есть такая возможность поучаствовать в этом благом деле: «Когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы. Но не должно смешивать желание молиться, которое внушает Господь, с желанием, которое рождается по пристрастию к тому, о ком молишься».

Во втором случае от того, за кого мы молимся, требуется внимание к себе и начало некоего исправления, иначе получится, как сказано в Писании: «Когда один строит, а другой разрушает, то что они получат для себя кроме утомления?» (Сир. 34,23).

Как говорит преподобный Варсонофий Великий: «Если бы возможно было, что человек, о котором молятся святые, спасался, ни мало не внимая себе, то что препятствовало бы святым спасать таким образом всех грешных мира сего?».

Хотя следует заметить, что бывают исключения из правил, особенно когда молитва за ближнего сопровождается упорством и горячностью любви. Блаженный Августин был в молодости совращен в ересь манихеев и вел далеко не добродетельную жизнь. Его благочестивая мать Моника горячо молилась о спасении его души и много плакала о сыне. «Такие слезы и молитвы не будут отринуты Богом», — предсказал ей один епископ. И, действительно, ее молитвы были услышаны, и Августин стал одним из великих учителей древней христианской Церкви.

В вопросе боязни нападок со стороны падших ангелов следует принимать в расчет слова, сказанные Спасителем: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13). Жизнь нам дана для того, чтобы, имея возможность благодаря Искупительной Жертве в лице Иисуса Христа Сына Божия, восполнить то, что потерял весь род человеческий грехопадением праотцев — общение с Богом, Того Кого мы называем Любовь.

http://www.tatmitropolia.ru/talks/question_priest/?id=33545&...